При строительстве автомобильных дорог важным критерием, определяющим надежность их работы, является качество щебня, используемого в конструктивных слоях дорожной одежды. До 2010 года дорожникам необходимо около 10 млн куб. метров кубовидного щебня для отсыпки верхнего слоя дорог.
Практически весь щебень, используемый в дорожном строительстве, получается путем дробления горных пород на специализированном оборудовании, объединенном единым понятием – дробилки. Под этим единым названием подразумеваются машины, принцип действия которых отличается по существу. Единственно, что их объединяет, – это функциональное назначение – превратить фрагмент карьерного камня в полезный для строительства продукт.
Различают три базовых типа установок, в основании их различий лежат три типа воздействия рабочего дробящего органа на обрабатываемый материал.
Все указываемые изготовителями в рекламных каталогах величины производительности являются только справочными, теоретически рассчитанными исходя из максимальных возможностей машины при дроблении эталонного материала определенного исходного размера и прочности. Так как на величину реальной производительности влияют способ и интенсивность подачи исходного материала, неоднородность его гранулометрического состава с возможностью попадания «негабарита» или недробимых элементов, то реальную величину производительности необходимо оценивать как 60–75% от указанных в рекламных каталогах.
По конструктивным признакам все существующие дробилки ударного действия разделяются на следующие типы: молотковые с шарнирно-подвешенными молотками и роторные с жестко закрепленными билами.
Для производства товарного щебня из горных пород преимущественно используется роторная дробилка, так как колосниковые решетки молотковых дробилок не позволяют обеспечить надежной работы с материалом средней и высокой прочности.